Домой Общество Проблема переселенцев это не списки и справки, это комлексная тема, которой никто...

Проблема переселенцев это не списки и справки, это комлексная тема, которой никто не занимается

46
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Актуальная последние дни тема — «просеивание» списков переселенцев (или как официально их называют ВПЛ — внутренне перемещённые лица), государственными структурами. Намерения правительства понятны — бюджет напряжный, нужно искать способы экономии финансовых ресурсов, а тут пошла волна в СМИ о фиктивных переселенцах.

Да ещё масла в огонь подлил глава СБУ Василий Грицак, который заявил, что по их оценкам от 500 тыс. до 900 тыс. переселенцев – фиктивные. Цифры сомнительные (читайте подробнее по этому поводу здесь), но резонансные, ибо, как сказал Грицак, из бюджета фиктивные переселенцы ежемесячно забирают чуть ли миллиард.

Если оценивать ситуацию комплексно, а не в разрезе — дам справку, не дам справку, — государство вполне могло бы освободить себя от тяготы социальных выплат ВПЛ, либо использовать их со значительной пользой как для себя, так и для вынужденных переселенцев.

К тому же решение вопроса переселенцев имеет стратегическое значение. В частности, Европа с тревогой смотрела на процесс вынужденного бегства людей из Крыма и Донбасса, опасаясь, что эти толпы могут хлынуть к ним, как это происходит сейчас с беженцами из Сирии. Когда же европейские лидеры убедились, что Украина сама вполне успешно решает проблему своих переселенцев, тогда Евросюз пошёл навстречу в предоставлении Украине безвизового режима.

Кроме того, доказать свою состоятельность, добиться победы в борьбе с коварным северо-восточным соседом Украина может и должна не столько на полях боевых действий, сколько в политике, и особенно в экономике. Если же принять за основу дефиницию, что политика – это концентрированное выражение экономики, то тем более, главной и определяющей должна стать победа на экономическом фронте.

Мир тоже требует от Украины, прежде всего, реформ в экономической сфере. Именно под реформы, ради реформ и для финансирования реформ Запад готов помогать нам.

Проблемы Донбасса, проблемы переселенцев тоже можно и нужно решать новыми реформами, которые могут дать толчок развитию страны в целом.

Главные проблемы Переселенцев всего две. Это работа и жилье.

Причем, если решается первая, то вторая у многих тоже решается. Другие вопросы вроде регистрации переселенцев, штампы на справках и прочее – вопросы организационно-техническое, второстепенные.

Следовательно, напрашивается разработка и принятие государственной программы, которая бы помогла решить именно эти главные проблемы, которые могут повлиять на экономику страны в целом.

Кстати, проект государственной программы поддержки и адаптации ВПЛ разрабатывался, он до сих пор находится на сайте Минсоцполитики. Но до окончательной доработки и принятия дело так и не дошло.

Посмотрите, сколько сейчас высвободилось рабочих рук, которые хотят, чтобы их загрузили чем-то полезным. По официальным данным зарегистрировано порядка 1,7 миллиона переселенцев. Значит, нужно думать о создании рабочих мест, о создании условий для бизнеса и обеспечении занятости трудоспособного населения, что неизбежно приведет к подъему экономики. Но чиновничья мысль идет по накатанному совком пути — пособия в бюджете переселенцам предусмотрели, чего вам еще нужно?

А нужно, чтобы не подачку кратковременную давали, а загрузили человека работой и, соответственно, обеспечили его возможностью САМОМУ ЗАРАБАТЫВАТЬ до конца жизни и не подачки получать, а самому себя содержать, налоги платить и пенсию себе обеспечить. Что же делает государство?

Некоторые фирмы из Донбасса не просто переехали в другие регионы Украины, они забрали своих сотрудников, сохранили их рабочие места, оплачивают им аренду жилья на новом месте. В любой нормальной стране бизнес показывал бы эти затраты, трубил о них, потому что:

— «там» это расценивается как затраты, 

— «там» за это еще льготы предоставляют,

— «там» за это уважают!

У нас же предприятия скрывают эти выплаты, выплачивают сотрудникам компенсацию за аренду жилья и прочие «подъемные» или «премиальные» «черным налом», потому что государство за то, что бизнес снимает проблему с него, требует от предпринимателя поделиться и с ним, а то и грозит уголовным делом за «финансовые нарушения».

Что нужно сделать, чтобы государство сняло с себя финансовое бремя содержания переселенцев и предоставило им возможность самим себя достойно содержать?

Начать, конечно, нужно с разработки и утверждения государственной и местных комплексных программ создания рабочих мест для переселенцев, в которых предусмотреть, например, такие положения.

Предоставить предприятиям, создающих рабочие места для переселенцев, льготы за создание рабочих мест и трудоустройство переселенцев. Эти льготы оправданы, поскольку, создавая рабочее место для ВПЛ, предприниматель снимает социальную напряженность, снимает с государства необходимость платить пособие, сам платит налоги в бюджет, стимулирует развитие экономики.  

В государственных центрах занятости следует определить приоритеты для трудоустройства переселенцев, для их обучения и переквалификации.

Обязать местные органы власти в своих программах развития региона предусмотреть создание рабочих мест для переселенцев и прочие меры по их трудоустройству.

Создавать условия для желающих начать свой бизнес:

 — организовать «бизнес-инкубаторы»,

— предоставлять льготные кредиты (например, когда либо их дает государство под невысокий процент, либо государство компенсирует часть процента по кредит),

— возможность получить землю для строительства либо жилья, либо для ведения бизнеса, либо для садика-огородика,

 — обучение и переквалификация (курсы, семинары, тренинги),

— размещение госзаказов для бизнеса переселенцев.

Упростить порядок получения земли для строительства переселенцами своего жилья.

Освободить от налогообложения расходы бизнеса на аренду, строительство и покупку жилья для своих работников – переселенцев, предоставлять льготы таким предприятиям за решение жилищных проблем переселенцев.

Предусмотреть строительство недорогого социального жилья для переселенцев с возможностью как его аренды, так и выкупа. 

Если рационально распределить имеющиеся бюджетные ресурсы, то даже за их счёт можно решать перечисленные задачи, а они дадут громадный экономический эффект уже в краткосрочной перспективе. То есть, как говорится, нужны всего лишь желание и политическая воля правительства. Думается, если бизнес увидит и ощутит реальные экономические реформы, наверняка он подключится к их реализации и сможет стать инвестором определённых направлений. 

Виктор Яковлев