Домой Коротко о главном Избирательный кодекс — как голосовали и за что?

Избирательный кодекс — как голосовали и за что?

16
0
ПОДЕЛИТЬСЯ
Facebook
Twitter

Верховная Рада минимально возможным количеством голосов — 226 — приняла за основу проект Избирательного кодекса.

Некоторые из причисляющих себя к «борцам против злочинной влады», причем даже не голосовавшие за этот документ, уже бахвалятся, что новый закон  о выборах проголосован благодаря их усилиям и проведенной ими акции, которая получила в народе название «КолоРады».

Чтобы вы понимали насколько «суровые» эти самые «колоРады», и как много от них зависит, приведу пример. За отставку главы МВД Арсена Авакова, на которой настаивали Саакашвили  и его соратники, они собрали только 31 голос.

Проект избирательного кодекса был зарегистрирован в Верховной Раде ещё 2 октября, а одним из трёх его авторов является спикер Андрей Парубий.

То есть, на момент начала акции, а она началась 17 октября, законопрооект по выборам уже находился в парламенте, но одним из требований «колоРадов» было как раз внесение проекта такого закона президентом Петром Порошенко.

Кстати, другие законопроекты, которые протестовавшие требовали от Порошенко, он тоже не мог внести. Тупость протестунов показал Андрей Парубий. По поводу закона об антикоррупционном суде, два проекта которого тоже были зарегистрированы в парламеннте давно, спикер сказал так (цитата):

«Законопроекты, которые были внесены народными депутатами, были одновременно включены в повестку дня сессии. Теперь, согласно закону, мало воли авторов, чтобы их отозвать, теперь должно быть решение Верховной Рады Украины, чтобы они были отозваны.

Поэтому озвученное требование не может быть выполнено быстрее, чем начнется пленарное заседание ВР и быстрее, чем в ВР будет принято решение об отзыве этих двух законопроектов. Фактически только после этого открывается путь для того, чтобы президент внес свой законопроект об антикоррупционном суде».

В октябре в Верховной Раде также был зарегистрирован законопроект «О Президенте Украины и порядке прекращения его полномочий», который кратко называют законом об импичменте президенту. Автором этого закона указан народный депутат Юрий Деревянко. Это один из соратников Саакашвили, который помогал ему прорываться через границу, и который выдвигал ультиматум, чтобы именно Порошенко написал и внёс в Раду такой законопроект.

Это лишний раз доказывает, что поводы для акции 17 октября и для ультиматума президенту были, что называется, высосаны из пальца.

Итак, избирательный кодекс за основу приняли голосами 226 депутатов. Из них — 26 голосов дал «Оппоблок», с которым, по мнению «патриотов», вообще не должен голосоваться ни один закон. Ещё чуть более сорока голосов дали радикалы, внефракционные и другие нелюбимые «протестунами» «барыги».

Для понимания — организаторы акции и активные её участники народные депутаты Семенченко и упомянутый выше Деревянко, требовавшие от президента срочного принятия законов, за избирательный кодекс не голосовали.

Избирательный кодекс объединяет  5 законов — о выборах Президента, о выборах народных депутатов, о местных выборах, о центральной избирательной комиссии и о государственном реестре избирателей.

Кодекс предполагает переход от мажоритарной системы к открытым региональным спискам по выборам Верховной Рады, областных и городских советов, а для поселковых, районных советов предложено оставить мажоритарную систему.

Для всеукраинских выборов предлагается создать 27 избирательных регионов, по каждому из которых партия составляет свой список кандидатов. При этом избиратель будет голосовать за партию в целом, а не за конкретных кандидатов. Порядок распределения мест в избирательном списке партия определяет самостоятельно. Проходной барьер для партий предлагается снизить до 4%.

Создание избирательных регионов дало повод некоторым комментаторам заявить, что новый кодекс создает возможности для ползучей федерализации страны. Думается, эти опасения надуманные. Действующие на данный момент законы о выборах президента и народных депутатов тоже предусматривают создание избирательных округов. Кроме того, избирательный кодекс это специальный закон, регулирующий узко специфические отношения. Административно-территориальное деление и форма государственного устройства Украины закреплены конституцией, которая одновременно предусматривает четкий характер их изменения, включая получение заключения Конституционного суда.

Предлагаемая система выборов, скорее всего, подтолкнет партии к тому, что они станут заманивать к себе в список известных и популярных в округе людей, чтобы за их счет получить больше голосов за всю партию в целом. Это может привести к заключению негласных соглашений и к созданию неожиданных союзов. Имеется в виду, что политические силы, не пользующиеся популярностью в каких-то регионах Украины, будут вынуждены договариваться с местными лидерами общественного мнения и искать компромисс. Кроме того, такая система не избавляет от возможности подкупа избирателей. от раздачи пресловутой гречки и прочих «подарочных наборов».

Избирательный кодекс принят пока только за основу. в него ещё будут вноситься поправки и дополнения. Так что, какой будет избирательная система в окончательном варианте, пока говорить рано. Ближайшие серьёзные выборы в Украине состоятся в 2019 году, так что у парламента есть достаточно времени для доработки избирательного законодательства.