Довелось на практике заняться восстановлением пенсионных выплат вынужденным переселенцам и, что называется, погрузиться в тему. Чем больше обстоятельств прояснялось, тем понятнее становилось, что развернувшаяся в этом году на государственном уровне борьба с переселенцами высветила отсутствие реальных реформ в стране и непрофессионализм правительства. Но, обо всём по порядку.
При принятии Верховной Радой закона о госбюджете в декабре прошлого года вначале вынесли на голосование изменения в Налоговый кодекс, поскольку на их основе был рассчитан бюджет на 2016 год, а потому без их принятия рассмотрение бюджета становилось бессмысленным.
В парламенте соперничали два проекта — так называемый законопроект «Южаниной» (по фамилии председателя комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики Нины Южаниной), который поддержали немало депутатов, и правительственный, подготовленный Министерством финансов.
Выработанный в результате переговоров компромиссный проект презентовала в Раде Нина Южанина, которая с трибуны рассказала о достигнутых соглашениях с правительством и призвала проголосовать за него, потому что «надо». А полноценную налоговую реформу, как было заявлено, будем проводить в следующем году, поскольку в текущем уже не успеть.
В итоге, после нескольких попыток, за законопроект №3688 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 году» проголосовали 251 народный депутат.
Принятым законом, в частности, предусмотрено снижение с 01.01.2016 года ставки единого социального взноса (ЕСВ) до 22% для всех категорий плательщиков независимо от вида деятельности предприятия.
Ранее законодательство предусматривало два вида ставок ЕСВ (система была достаточно сложной, поэтому упростим и выделим только основные моменты):
- ЕСВ, который удерживался работодателями из сумм дохода, — 3,6% процента.
- ЕСВ, который подлежал начислению от суммы фонда оплаты труда.
В 2015 году действовал дифференцированный подход при определении ставки ЕСВ, размер которой варьировался от 36,7% до 49,7% и зависел от вида деятельности предприятия или предпринимателя. Для договоров гражданско-правового характера и предпринимателей ставка была в размере 34,7%.
С 2016 года действует только обязанность уплаты ЕСВ от суммы ФОТ, ставка которого, как видим, снизилась существенно – в среднем на 15 %.
Почему сделан акцент на этом платеже? Потому что он уплачивается в Пенсионный фонд и является основным в формировании его бюджета.
«Проект Южаниной» в его первоначальном виде за счёт снижения налоговых ставок предполагал уменьшение доходной части бюджета (при сохранении других параметров) на 200 миллиардов грн. Естественно, и правительство, и МВФ сразу восприняли этот законопроект в штыки.
Правительственный проект предусматривал дефицит бюджета на уровне примерно 68 миллиардов, и он соответствовал параметрам дефицита госбюджета, которые озвучил МВФ.
Сторонники проекта Южаниной уверяли, что стоит только снизить налоговые ставки, как все предприниматели побегут из тени на свет и станут честно платить налоги, расширится база налогообложения, а за счёт этого бюджетная дыра либо станет меньше, либо её вообще не будет.
Январь и февраль 2016 года доказали – не побежали.
Давайте посмотрим, как формировались бюджетные ресурсы Пенсионного фонда Украины (ПФУ).
Бюджет ПФУ на 2014 год был утверждён с доходами 233 млрд гривен, расходами 249 млрд гривен и дефицитом 18 млрд гривен.
В 2015 году Кабмин в бюджете ПФУ увеличил расходы за счет собственных поступлений с 197,6 млрд грн до 211,6 млрд грн, общие расходы – с 253,3 млрд грн до 267,3 млрд грн, а покрытие дефицита средств ПФУ для выплаты пенсий с 17,8 млрд грн до 31,7 млрд грн.
В течение года стало понятно, что дефицит бюджета ПФУ выйдет за рамки утверждённых параметров, но глава минсоцполитики Павел Розенко заверил, что бюджет сбалансирован и дефицит составит примерно 80 млрд. грн.
Реально в 2015 году дефицит ПФУ составил более 92 млрд грн., сообщила по итогам года пресс-служба ведомства.
По данным ПФУ, в 2015 году на пенсионные выплаты было направлено более 262 млрд грн, что на 8,2 млрд грн (или на 9,1%) больше, чем в 2014 году. Из них собственные поступления составили около 170 млрд грн. Дефицит Пенсионного фонда в 2016 году прогнозируется уже на уровне 108 млрд гривен!
Кроме того, ПФУ сообщил, что примерно 960 тысячам пенсионеров, которые переселились из оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей, было обеспечено финансирование выплаты пенсий на сумму 29,4 млрд грн. По сравнению с 2014 годом количество временно-перемещенных лиц, получающих пенсию, увеличилось на 350 тыс. человек.
На 400 тыс. возросла численность новых пенсионеров и на данный момент общее количество пенсионеров достигает 12 млн человек.
То есть, дефицит ПФУ, как и следовало ожидать, неуклонно растёт, а предприниматели, да и сами работники, не спешат раскрывать свои реальные расходы и за счёт этого обеспечивать финансирование пенсионных выплат. Поэтому приходится компенсировать недостаток средств за счёт госбюджета.
По данным минсоцполитики в стране ежегодно выплачивается 200 млрд грн теневой зарплаты, из-за чего ПФУ недополучает 70 млрд грн платежей и примерно 30 млрд грн недополучают местные бюджеты.
А недополучают по простой причине. Предприниматели говорят, что снижение налоговых ставок это хорошо, да только администрирование налогообложения сложное, прозрачности использования бюджетных денег нет, и что будет с нами и со ставками налогов завтра, непонятно. Поэтому бизнес выжидает и присматривается, как поведёт себя правительство, и что будет делать. А правительство не делает ничего. Соответственно, бизнес тоже.
Таким образом, мало того, что ранее имели нехватку денег в пенсионном фонде, так сами и увеличили дефицит ещё больше за счёт снижения ставки ЕСВ. А выкручиваться как-то надо.
Как было заявлено при презентации бюджета, для сокращения дефицита правительство намерено сэкономить за счет эффективности и адресности расходов 70 млрд грн. Красиво звучит, да только на деле оказалось, что недостаток денежных средств решили компенсировать за счёт переселенцев. Вот и вся «эффективность», вся «адресность».
Согласно отчёту Кабмина, который заслушивался в Раде 16 февраля, основные достижения достигнуты всего тремя ведомствами: Министерством экономики и торговли — разработана электронная система государственных закупок ProZorro; Министерством финансов, которое запустило портал отчета использования публичных средств; Министерством юстиции, которое способствовало открытию государственных реестров, где отражена, в том числе, вся информация об имуществе и состояниях чиновников. То есть, ни о каком «реформировании страны» даже в официальном правительственном отчёте и речи не ведётся.
На пресс-конференции 25 февраля глава СБУ Василий Грицак заявил, что его служба прекратила незаконное присвоение государственных средств, предназначенных для выплат пенсий временно перемещенным лицам.
Цитата:
«По нашим оценкам от 500 тыс. до 900 тыс. переселенцев – фиктивные.
Если эту цифру умножить на минимальную пенсию без этой выплаты 2,4 тыс. грн на семью, а просто минимальную пенсию в 1074 грн, то получается 966 млн грн. И эта цифра ежемесячно уходит из бюджета».
Понятен смысл заявления Грицака — в бюджете и так денег мало, а тут ещё эти переселенцы. Понятно и другое — с получением бюджетных средств по фиктивным документам бороться нужно. Но давайте проанализируем сказанное.
Злоупотребления, судя по всему, действительно есть, но, рассказывая о них, глава такой спецслужбы, как СБУ, должен оперировать точными, установленными, подтверждёнными и доказанными данными. Вместо этого он заявляет: «По нашим оценкам…». Причём разброс оценочных данных чуть ли не в два раза — «от 500 тыс. до 900 тыс.».
Почти как в анекдоте — «Сколько будет трижды два?» «Где-то так: семь — восемь».
Далее Грицак говорит: «Если эту цифру умножить на минимальную пенсию…». То есть, по его мнению, все «500 – 900 тысяч» фиктивных переселенцев получают пенсию.
Выше приведены данные ПФУ, согласно которым в 2015 году пенсии были выплачены 960 тыс. переселенцам. Получается, что Василий Грицак действительно ВСЕХ пенсионеров-переселенцев считает «фиктивными».
Теперь сравним «прикидочные» данные СБУ с официальными сведениями Минсоцполитики.
«По состоянию на 1 февраля 2016 года, по данным структурных подразделений социальной защиты населения областных и Киевской городской государственных администраций, взято на учет 1 704 937 переселенцев или 1 346 276 семей из Донбасса и Крыма», — говорится на официальном сайте министерства. Там же отмечается, что 714 тысяч семей обратились за денежной помощью. Государство назначило такую помощь более 669 тысячам семей. С начала 2016 года получателям профинансировано 241 тыс. гривен.
Далее сравниваем — по данным Минсоцполитики государство назначило помощь примерно 670 тысячам переселенцев. «По оценкам» главы СБУ 900 тыс. переселенцев, получателей пособий, – фиктивные.
Ну да, бог с ней, с арифметикой, поговорим о законности заявлений и действий правительственных чиновников.
Итак, глава СБУ считает, что переселенцы НЕЗАКОННО получают пенсии, чем причиняют ущерб бюджету, то есть, государству. Это криминальное правонарушение. Почему не открыто «500 – 900 тысяч» уголовных дел? Может потому, что не переселенцы «фиктивные», а озвученные данные?
Теперь насчёт ущерба. По действующему законодательству государство ОБЯЗАНО выплачивать пенсию ВСЕМ своим пенсионерам, а потому получение пенсии — это не нанесение ущерба государству, а выполнение государством своих функций и обязательств. Даже если пенсионер переезжает жить за границу, не отказываясь от украинского гражданства, государство обязано перечислять ему пенсию на новое место жительства.
Относительно оккупированных территорий правительством было принято решение о ПРИОСТАНОВЛЕНИИ, а не о ПРЕКРАЩЕНИИ выплаты пенсий в связи с физической невозможностью доставки на оккупированные территории денежных средств. Таким образом, государство, получается, ОБЯЗАНО начислять пенсии ВСЕМ пенсионерам, а средства, которые невозможно выплатить, аккумулировать у себя на период «форс-мажора». То есть, получение пенсии даже «фиктивным» переселенцем, это не причинение ущерба, а всего лишь получение своих, начисленных ему кровных денег.
Примечание: Относительно получения пособий по фиктивным документам переселенца, это безусловное нарушение, но эта тема в данной публикации не рассматривается.
Как говорят сотрудники пенсионных фондов, «списки СБУ» действительно есть, хотя они эти документы не показывают. Но, на практике оказалось, что с 1 марта выплату пенсий приостановили ВСЕМ без исключения переселенцам, обосновывая такие действия тем, что, якобы, по данным СБУ, люди выехали обратно на оккупированные территории.
Сомнительно даже с временной точки зрения. Почти миллион пенсионеров выезжали с оккупированных территорий в течение полутора лет. А тут вдруг раз, и миллион людей за короткое время переместился обратно. Только почему-то, как ни зайди в местный пенсионный фонд, так обязательно увидишь очередь этих «уехавших», которые оспаривают незаконное приостановление выплат. Откуда и как они они появились, если все выехали? И, почему, если у СБУ действительно чётко налажен учёт, данные о «выезде» спецслужба имеет, а данные о «въезде» отсутствуют. Если всё четко, не могли же они обратно приехать незаметно «неучтёнными»?
Следует отметить, что выше мы говорили о главе СБУ только потому, что взяли за основу его пресс-конференцию. Однако эту позицию разделяет и министр соцполитики Павел Розенко, который участвовал в этой пресс-конференции вместе с Василем Грицаком, и премьер-министр Арсений Яценюк, который неоднократно с разных телеэкранов высказывал такую же позицию и озвучивал такие же цифры. Так что такова позиция всего правительства в целом, то есть, государства.
То есть, Яценюк со своей командой решили пойти по самому простому, как им кажется, пути. Сколько заплатили пенсий переселенцам? Миллиард? А давайте перестанем платить, миллиард сэкономим. И перестали.
Действия украинского Кабмина создают впечатление, что переселенцев, особенно пенсионеров, наше правительство считает «чужеродными элементами», которых нужно гнобить, и что поставлена задача снизить их количество любой ценной. Причём, не только на бумаге, в отчётах, но и физически.
Одновременно правительство как бы даёт понять, что все беды от пенсионеров, и что только за их счёт можно закрыть дыру в бюджете.
Начали с того, что перестали индексировать пенсии, параллельно забрали у пенсионеров социальные льготы, обещали их монетизировать, но до этого так и не дошло.
Попытались обложить пенсии налогом, поняли, что народ возмущается, отложили, но зашли с другой стороны. Подрабатывающим пенсионерам решили выплачивать только 85% пенсии – по сути, тот же налог, только поданный под другим соусом.
Теперь вот решили вообще прекратить выплату пенсий переселенцам. Причём сделано это без огласки и не понятно на каком законодательном основании. Приходит пенсионер в местное управление ПФУ, а ему говорят – а вам с 1 марта прекращено начисление пенсии.
— На каком основании? – спрашивает пенсионер. – На основании списков СБУ, отвечают в пенсионном фонде.
И мы говорим, что строим правовую державу?
Обратившимся пенсионерам разъясняют – мы можем возобновить выплату пенсии, но вам нужно написать заявление с такой просьбой, а к нему приложить копию паспорта, справку переселенца и заявление от Ощадбанка, потому что возобновление оплаты, согласно указанию правительства, может быть только через этот банк.
Ну, а кто не знал или по другой причине не обратился, остаётся без пенсии. На это, кстати, и расчёт.
Уже не только Украина, можно сказать, весь мир тоже требует от нашего правительства реформ в экономической сфере. Именно под реформы, ради реформ и для финансирования реформ Запад готов помогать нам. Проблемы Донбасса, проблемы переселенцев тоже можно и нужно решать новыми реформами, которые могут дать толчок развитию страны в целом. В разрезе государственной политики решение вопроса пенсионеров и переселенцев имеет стратегическое значение.
Если говорить о пенсионерах, то понятна непростая ситуация в Украине – количество пенсионеров практически равно количеству работающих. Понятно также, что нашу пенсионную систему нужно менять. Но, разве пенсионер виноват в том, что правительство даже речи не ведёт о пенсионной реформе, что ничего в пенсионной системе не меняется?
Когда говорят, что нам нужно менять Кабмин, эту точку зрения разделяют многие. Но вопрос ведь не в самой процедуре замены. Вопрос стратегический – что мы хотим получить взамен?
Говорят, нам нужно технократическое правительство, или коалиционный Кабмин… Не суть важно, как это будет называться. Нам нужно правительство, которое начнёт, наконец, генерировать и проводить экономические реформы. Пенсионную, налоговую, административную и так далее.
Если говорить о переселенцах, то для решения их проблемы тоже нужны реформы. Основные, реальные проблемы переселенцев всего ДВЕ — РАБОТА И ЖИЛЬЕ. Причем, если решается первая, то вторая у многих тоже решается. Другие вопросы вроде регистрации переселенцев, штампы на справках и прочее – вопросы организационно-техническое, второстепенные.
Следовательно, напрашивается разработка и принятие государственной программы, которая бы помогла решить именно эти главные проблемы, которые могут повлиять на экономику страны в целом. Кстати, проект государственной программы поддержки и адаптации ВПЛ разрабатывался, он до сих пор находится на сайте Минсоцполитики. Но до окончательной доработки и принятия дело так и не дошло.
Посмотрите, сколько сейчас высвободилось рабочих рук, которые хотят, чтобы их загрузили чем-то полезным. По официальным данным зарегистрировано порядка 1,7 миллиона переселенцев. Значит, нужно думать о создании рабочих мест, о создании условий для бизнеса и обеспечении занятости трудоспособного населения, что неизбежно приведет к подъему экономики. Нужно, чтобы загрузили человека работой и, соответственно, обеспечили его возможностью САМОМУ ЗАРАБАТЫВАТЬ, самому себя содержать, налоги платить и пенсию себе обеспечить. Кстати, немало выехавших пенсионеров тоже готовы работать, дайте только возможность. Ведь трудоустроиться человеку пенсионного возраста самостоятельно, да ещё и переселенцу в новой местности практически нереально.
Повторим приведенную выше цифру — 1,7 миллиона переселенцев! Представляете, сколько рабочих рук! Алло, Кабмин!.. В ответ тишина… Премьер ушел кофе пить…
Что нужно сделать, чтобы государство сняло с себя финансовое бремя содержания переселенцев и предоставило им возможность самим себя достойно содержать? Начать, конечно, нужно с комплексных мер по созданию рабочих мест для переселенцев, в которых предусмотреть, например, такие положения.
Предоставить предприятиям, создающим рабочие места для переселенцев, льготы за создание рабочих мест и трудоустройство переселенцев. Эти льготы оправданы, поскольку, создавая рабочее место для ВПЛ, предприниматель снимает социальную напряженность, снимает с государства необходимость платить пособие, сам платит налоги в бюджет, стимулирует развитие экономики.
В государственных центрах занятости следует определить приоритеты для трудоустройства переселенцев, для их обучения и переквалификации.
Обязать местные органы власти в своих программах развития региона предусмотреть создание рабочих мест для переселенцев и прочие меры по их трудоустройству.
Создавать условия для желающих начать свой бизнес: — организовать «бизнес-инкубаторы», — предоставлять льготные кредиты (например, когда либо их дает государство под невысокий процент, либо государство компенсирует часть процентов по кредиту), — возможность получить землю для строительства либо жилья, либо для ведения бизнеса, либо для садика-огородика, — обучение и переквалификация (курсы, семинары, тренинги), — размещение госзаказов для бизнеса переселенцев.
Упростить порядок получения земли для строительства переселенцами своего жилья.
Освободить от налогообложения расходы бизнеса на аренду, строительство и покупку жилья для своих работников – переселенцев, предоставлять льготы таким предприятиям за решение жилищных проблем переселенцев.
Предусмотреть строительство недорогого социального жилья для переселенцев с возможностью как его аренды, так и выкупа.
Если рационально распределить имеющиеся бюджетные ресурсы, то даже за их счёт можно решать перечисленные задачи, а они дадут громадный экономический эффект уже в краткосрочной перспективе.
То есть, как говорится, нужны всего лишь желание и политическая воля правительства. Думается, если бизнес увидит и ощутит реальные экономические реформы, наверняка он подключится к их реализации и сможет стать инвестором определённых направлений.
В «низах» бытует мнение, что «верхам» не выгодно быстро решать имеющиеся проблемы, как говорится, в мутной воде легче рыбку поймать. Даже затягивание конфликта на оккупированных территориях «верхи», говорят, используют с большой пользой для себя и им не хочется лишать себя дополнительных финансовых возможностей. То есть, затягивание процесса реформ только подрывает доверие людей к власти и создаёт ещё большее социальное напряжение.
Правительство декларирует, что хочет вывести из тени зарплату работников и вообще весь бизнес. Так для этого нужно создавать экономические условия, а не загонять предпринимателя в угол административными мерами, то есть, экономические реформы проводить, а не ограничиваться репрессивными мерами и ужесточением наказаний.
Сколько у нас борются с конвертационными центрами? Любая власть, какая только была в Украине, декларировала борьбу с ними, даже команда Януковича, которая их плодила и активно гребла деньги в свои карманы с их помощью. На деле «выявляли» только тех, кто делиться не хотел или тех, кого «не жалко», — для демонстрации обществу «активной борьбы». А они как работали, так и сейчас продолжают работать.
Например, 29 февраля СБУ отрапортовала, что ликвидировала в Одессе крупный конвертационный центр. Раз они по-прежнему работают, значит, и сейчас кто-то их крышует. Кто? Те же структуры, только фамилии поменялись.
Или так называемая «контрабанда» – поставка продукции на оккупированную территорию Донбасса. Контрабанда — это перемещение товара через границу. Но граница может быть только между государствами. То есть, правительство признало «ДНР-ЛНР» государствами? Если так, тогда введите таможенный сбор, госпошлину и так далее, пусть государство зарабатывает на этом.
Вопрос с ограничениями тоже можно цивилизованно решать. В отношении России, как агрессора, ведены санкции. Но не против народа, а секторально, против конкретных юридических и физических лиц. Почему с ОРДО и ОРЛО так не поступить?
Не выгодно. Ибо в таком случае выручка пойдет «мимо кармана». Поэтому действует, как бы, запрет на поставку товаров, но фуры, как шли, так и продолжают идти. Только ночью. А полки супермаркетов и магазинов помельче в Донецке, Луганске и окрестностях ломятся от украинских товаров. А поскольку, это «контрабанда», то и расчет за нее проводится «мимо кассы», наличными. В итоге получается не борьба с теневой экономикой, а наоборот, вынужденный вывод предприятиями в тень своего товарооборота. Хотя большинство предпочло бы работать «по-белому», чтобы риски меньше были и с поборами не связываться.
А правительство, вместо того, чтобы лупить себя по затылку за такое действо, гордо рапортует – выявили очередных мелких взяточников.
К примеру, новости подобного рода всего за несколько дней:
4 марта
«Сотрудники Службы безопасности Украины перекрыли коррупционную схему перемещения товаров через пункт пропуска «Гнутове» на временно оккупированную террористами территорию, организованную работниками пограничной и фискальной служб».
29 февраля.
В районе села Гранитное на Донетчине Служба безопасности Украины задержала автоцистерну с пятью тысячами литров нефтепродуктов общей стоимостью приблизительно 100 тысяч гривен.
В районе поселка Верхнеторецкое задержали водителя автомобиля, который хотел переместить на подконтрольную террористам территорию две тонны одежды и обувь на 300 тысяч гривен.
В том же районе сотрудники СБУ перехватили груз с товарами медицинского назначения без разрешительных документов на сумму свыше 100 тысяч гривен.
Но смотрим, что пишут в сети, например, жители Донецка.
По словам местных жителей, если еще год назад украинские продукты были настоящим дефицитом, то сейчас ассортимент магазина едва ли не наполовину состоит из отечественных продуктов. При этом дончане в подтверждение своих слов выкладывают фото товаров, запрещенных для ввоза на неподконтрольную территорию большими партиями.
«Даже в «Первом республиканском», который связывают с Александром Захарченко, можно запросто найти украинский сыр, шоколад, кетчуп, алкоголь или сигареты..
Похожая ситуация и на рынках города, где также продукция украинского производства перестала быть дефицитом. «Есть даже точки, которые торгуют почти только украинскими товарами», – сообщает пенсионерка Антонина Ерохина.
Вот и получается, что опять для показухи ловят «отдельных лиц», а тем временем товарный поток на оккупированные территории льётся рекой, а от него отводятся в Киев финансовые стабильные потоки, ибо стихийным и бесконтрольным такой поток товарооборота быть не может. Сколько на этом теряет государство, можно только догадываться. В этом случае СБУ не будет приводить даже приблизительные цифры, как по пенсионерам-переселенцам. И перекрывать эти денежные потоки тоже никто не собирается, потому что не хотят лишать себя постоянного заработка.
А переселенец, что с него возьмёшь? Зато можно звучно отрапортовать, что перекрыли «каналы» и «спасли» для государства миллиард.
Виктор Яковлев