Домой События Возврат техосмотра – записки сердитого автомобилиста

Возврат техосмотра – записки сердитого автомобилиста

91
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Кабинет министров Украины одобрил возврат обязательного технического осмотра с 2019 года для легковых автомобилей, с 2015 года – для грузовиков, с 2017 года – для автобусов, а с 2022 года – для мотоциклетной техники.

Эти правила одобрены правительством в порядке реализации законопроекта «О приведении законодательства Украины в сфере автомобильного транспорта в соответствие с актами Европейского Союза».

«Легковые автомобили граждан необходимо будет впервые проверить в период с 01.11.2019 по 28.02.2021 год. Новые легковые автомобили подлежат проверкам впервые только через 4 года после государственной регистрации, а далее – каждые 2 года», – объяснили в Миниинфраструктуре.

Предполагается также ввести установку устройств для ограничения скорости грузовых автомобилей до 90 км/ч (с 2015 года), автобусов – 100 км/чс (с 2017 года) и школьных автобусов – 70 км/ч.

Кроме того, с 2021 года будет введено лицензирование грузоперевозчиков (более 3,5 тонн), а не позднее 2019 года предполагается ввести обязательную проверку времени работы/отдыха водителей общественного транспорта с помощью тахографов.

Для приведения украинского законодательства в соответствие с европейскими нормами необходимо имплементировать 14 законодательных актов Евросоюза чтобы соблюсти

нормы обязательной проверки технического состояния транспортных средств, предусмотренные Директивой Евросоюза по проверкам пригодности к эксплуатации автомобилей и автоприцепов, которую Украина приняла вместе с Соглашением об ассоциации с ЕС. Эта Директива должна быть внедрена в Украине, согласно планам, в течение 5 лет.

Что следует проверять при техосмотре согласно европейской директиве.

Тормозные системы.

Рулевой механизм.

Обзорность.

Осветительное оборудование.

Оси, колеса, шины, подвеска.

Кузов и его составные части.

Закрепление сидения водителя.

Закрепление аккумулятора.

Устройство звукового предупреждения.

Предупредительный треугольник.

Ремни безопасности.

Газовые выбросы.

Идентификационные данные.

В список для обязательного техосмотра попали шесть категорий автомобилей, но пока поговорим только о приватных легковых автомобилях.

Как нам обещают, перевозчики и владельцы авто смогут сами выбрать станцию, где будут проходить ТО.

Все новшества будут вступать в силу постепенно, в течение 2015-2022 годов.

Новый легковой автомобиль будут проверять спустя 4 года после регистрации, а затем – каждые два года.

Поскольку Украина идет в Европу, то евросоюзовскую директиву придется выполнить.

Но давайте смотреть «ширше» и «копать глубже», тем более, что есть достаточно большой запас времени.

Что интересно. Как только нужно увеличить поборы или сделать еще какую-то пакость для народа, так власть предержащие ссылаются на Европу – мол, там такие порядки. В принципе, любой из нас  не прочь жить по европейским меркам. Вот только почему бы их не устанавливать по нашим правилам?
Давайте вначале добьемся европейского уровня и качества жизни – размера зарплат, пенсий, давайте перейдем от процветающего пока в Украине крепостного права (тотальной регистрации всего и вся, и получения разрешения на любое телодвижение) к европейским демократическим (читай – нормальным, человеческим, цивилизованным) отношениям.

Касательно автомобилистов – это качество дорог, ликвидация или как минимум приведение к европейским нормам всяких госорганов, с которыми приходится сталкиваться автомобилисту. А когда это у нас будет, плюс будет среднеевропейская зарплата, тогда любой из нас будет готов соблюдать европейские правила и нормы, платить европейские налоги и даже европейские штрафы.
Теперь о деталях. Нам говорят, мол, в Европе техосмотр есть, значит и нам его нужно вводить. Действительно, имеется «Директива 2009/40/ЄС Європейського Парламенту і Ради «Про перевірку технічного стану моторних транспортних засобів та їхніх причепів на придатність до експлуатування» от 6 мая 2009 года, которая предусматривает обязательную проверку автотранспорта именно в соответствии с европейскими нормами. Но этот момент стыдливо умалчивает наше правительство. А в директиве есть, интересные положения.

Например, такое — «Перевіряння технічного стану транспортного засобу впродовж його життєвого циклу повинне бути простим, швидким і недорогим».

Еще есть такой пунктик – «Мінімальні вимоги стандартів Співтовариства та методи перевірки технічного стану за параметрами, наведеними у цій Директиві, потрібно визначити в окремих Директивах».

И такой – «Необхідно швидко адаптувати до технічного прогресу стандарти та методи, впроваджені окремими Директивами, та для сприяння імплементації заходів, необхідних для цього, визначити процедуру тісної співпраці між державами-членами та Комісією в рамках комітету з адаптування до технічного прогресу Директиви про перевірку технічного стану моторних транспортних засобів та їхніх причепів на придатність до експлуатування».

То есть, правовые нормы есть, но упор в них делается на технический прогресс, на удобство, простоту и дешевизну техосмотра.

Обратим свой взгляд в историю. Обязательный техосмотр в цивилизованном мире был инициирован страховыми компаниями с целью уменьшения страховых выплат. При этом станции автосервиса тестируют автомобиль через 30-35 тысяч км пробега, проводят обслуживание и ремонт тормозов, рулевого механизма, других систем и агрегатов, влияющих на безопасность движения. То есть, по сути, проводится плановое ТО, а водитель просто должен всегда иметь при себе страховой полис и сервисную книжку. Техосмотр в США – это вообще сказка, он сводится, в принципе, к «смог-контролю» – проверка CO и визуальный контроль. Причем, дорожная полиция отношения к техосмотру не имеет, ее задача – организация и контроль дорожного движения.
У нас так сложилось исторически, что техосмотр был отдан полностью на откуп автоинспекции, которая обосновывала его необходимость высокой аварийностью на дорогах.  В принципе, фишка о связи техосмотра и состояния безопасности движения разбивается очень просто. По нашим дорогам до отмены техосмотра ездили только авто, прошедшие его, то есть, как бы в идеальном техническом состоянии. Поскольку все ДТП совершались автомобилями,  прошедшими техосмотр, то есть, все 100 % участников ДТП были технически исправными, следовательно, между техосмотром и уровнем аварийности никакой связи нет. Можно даже было утверждать, что по статистике технически исправные, прошедшие техосмотр автомобили как раз и совершали ДТП, а не проходившие ТО их не совершали.
Следовательно, правомерен вывод, что желающие возвратить техосмотр просто хотят сесть на финансовые потоки, которых они были лишены некоторое время.

Той же причиной можно объяснить возврат «автоматической» фиксации нарушений и системы «автоматического» начисления штрафов.

Посмотрите на цену вопроса. Общая сумма штрафов, выписываемых водителям, достигала почти 1 миллиарда грн. в год. И это цифра только по официальным протоколам.

При обосновании размера штрафов у нас тоже делается ссылка на Европу, причем штрафы сравниваются в абсолютных цифрах. В связи с этим хочется сказать – ах, господа, оставьте, не лукавьте, наши штрафы давно обогнали европейские.

Самые высокие штрафы в европейских странах – за нарушение скорости движения, а при определении их размера часто учитывается доход нарушителя. Максимальные штрафы, как правило, за нарушение скорости более, чем на 50 км/час.

К примеру, в Финляндии  размер штрафа за превышение скорости прямо зависит от заработка нарушителя. Для иностранцев он составляет от 100 евро.

Во Франции за небольшое превышение скорости примерно такие же, как в Великобритании — в среднем 68-135 евро.

В Польше превышение скорости на 51 км/ч и более обойдется водителю в 400-500 злотых (100-120 евро).

В Германии за нарушение скорости движения штрафы начинаются от 15 евро в населенных пунктах (до 10 км/час) и от 10 евро за городом (до 10 км/час).

За прочие нарушения штрафы в среднем составляют 30 – 50 евро.

Но минимальная зарплата у них 1500 – 1700 евро, а у квалифицированных работников средняя зарплата еще больше. То есть, 30 — 50 евро для них это максимум 2 – 3 % от минимальной зарплаты.

У нас средний размер штрафа для водителя на уровне 300 — 500 грн. Минимальная зарплата в Украине чуть боле 1200 грн., планируют установить на уровне немногим более 1300. То есть, средненький, даже не максимальный штраф, у нас составляет 30 — 40 % минимальной зарплаты!!!

Говоря иначе, европейский штраф в размере 50 евро при определении его от уровня зарплаты в Украине не должен превышать 50 гривен! Улавливаете разницу?

Так что, если правительство желает ввести европейские нормы и штрафы, я лично «за», но только при расчете именно по такой методике – пропорционально размеру зарплат и пенсий. Ведь при таком подходе «автомобильные» штрафы снижать нужно, а не повышать!!! Точно так и с прохождением техосмотра и платы за него.
И еще, если брать пример с Европы, то давайте будем брать пример и с европейских правительств. Например, британский премьер в порядке вещей ездит на работу в метро.

ПремьерБританииМетро ПремьерБританииМетро2Мэр Лондона вообще на велосипеде.

МэрВелосипед

Или, посмотрите, как живет Erna Solberg – премьер-министр Норвегии. 

Солберг

Солберг4

А это Арсений Яценюк и как он ездит на работу.

ЯценюкЗонт

Или посмотрите, почему премьер-министр Латвии подала в отставку. У них, видите ли, возникли некоторые разногласия по экономическим вопросам. Если руководствоваться такими европейскими нормами, нынешнее правительство Украины уже несколько раз должно было уйти в отставку.

Впрочем, давайте вернемся к теме. Посмотрим статистику ДТП в Европе. Уровень смертности в ДТП на 100 тысяч жителей в разных странах колеблется от 5,0 до 15,1. Разброс, как видим, достаточно большой. Но как реагируют на это в Европе?

В первую очередь улучшают качество и безопасность дорог (включая внедрение различных электронных устройств).

Во вторую очередь – повышают требования к изготовителям по повышению безопасности автомобилей и их технической оснащенности (речь, конечно, не идет о контроле – есть ли у тебя аптечка, и не просроченные ли в ней лекарства).

Затем принимаются меры по организации движения.

И только в последнюю очередь рассматривают вопрос о том, нужно ли вводить какие-то дополнительные или превентивные меры и санкции к самим водителям.
Может быть, стоит в первую очередь о выше перечисленном задуматься?

Постройте дороги европейского качества, Тогда автомобилисты сэкономят на ремонте своих автомобилях, у них будет меньше повреждений и технических неполадок, и можно будет безболезненно проходить техосмотр. А то при нынешнем состоянии только прошел ТО, выехал и тут же угодил в яму. И что толку от того техосмотра?

Если рассуждать с точки зрения технического состояния, естественно, а не с фискальной точки зрения.

Виктор Яковлев