Россия: стихают политические протесты, нарастают народные социальные бунты

Россия: стихают политические протесты, нарастают народные социальные бунты

49
0
ПОДЕЛИТЬСЯ
Facebook
Twitter

Подавив политические протесты, власти столкнулись со стихийными социальными, пишет российский РБК: люди бунтовали против отмены электричек, системы «Платон», расширения платной парковки.

Эксперты ожидают роста недовольства в наступающем году

В начале 2015 года экономист Михаил Дмитриев, предсказавший протесты 2011–2012 годов, предположил в интервью РБК, что падение доходов населения неизбежно приведет к росту социального недовольства. По мнению Дмитриева, который ссылался на данные фонда «Общественное мнение», еще в 2014 году примерно на 18–20% выросло количество россиян, которые готовы протестовать по экономическим причинам — из-за инфляции, ростов тарифов ЖКХ и падения доходов.

Уже в январе 2015 года прогноз Дмитриева стал сбываться. Планы региональных властей существенно сократить маршруты электричек вынудили местных жителей митинговать и грозить перекрытием дорог. Проблему решили только после вмешательства Владимира («Вы что, сдурели?» — прикрикнул президент на подчиненных), но многие наблюдатели сделали вывод: с дальнейшим падением уровня жизни и введением антикризисных мер протестов не избежать.

Восстание фур

Самым масштабным социальным событием 2015 года стали протесты дальнобойщиков. Они выступают против новой системы взимания платы с грузовиков весом более 12 т за проезд по федеральным трассам. Водители настаивают, что уже обременены двумя сборами — транспортным налогом и акцизом на топливо — и третий сбор не потянут. По подсчетам дальнобойщиков, им придется отдавать в среднем дополнительно 300 тыс. руб. в год.

Еще до введения обслуживающей новые сборы системы «Платон» 15 ноября разрозненные акции протеста начались в Подмосковье, Карелии, Ульяновской области и Сибири. В городах собирались стихийные митинги, водители вставали колоннами на обочинах дорог, устраивали акции «Улитка», пикетировали офисы «Платона». В Дагестане, по словам дальнобойщиков, к 18 ноября бастовало более 17 тыс. человек, а колонна машин с протестующими растянулась по обочине трассы на 57 км. Именно дагестанцы первыми объявили о своем намерении «идти маршем на Москву».

К концу ноября эпицентр бунта переместился в Петербург. Там водители колонной в несколько сотен машин приехали к Смольному и требовали встречи с местными властями. Не дождавшись ответа, они решили двинуться к Москве и присоединиться к дагестанским коллегам. К тому времени бунт поддержали уже в 24 регионах страны. Решено было 30 ноября заблокировать МКАД, чтобы привлечь внимание федеральных властей.

Однако накануне запланированной общенациональной акции глава Межрегионального профсоюза дальнобойщиков Александр Котов, который общался со СМИ от лица протестующих и до этого говорил о необходимости бороться вплоть до полной отмены «Платона», внезапно призвал дальнобойщиков не торопиться с протестными акциями. Несмотря на это, в сторону Москвы выехали водители из 17 регионов. Но на своем пути протестующие столкнулись с массовым противодействием ГИБДД: координаторов задерживали, пустые фуры разворачивали, с водителей груженых машин брали расписку с обещанием не участвовать в акциях протеста. Из-за противодействия властей и отсутствия координации прорвавшиеся сквозь посты ДПС водители долго не могли договориться о совместных действиях. В результате перекрыть МКАД им не удалось.

В Подмосковье стихийно сформировалось два основных лагеря протестующих — северный и южный. Водители из Петербурга и северных регионов разбили лагерь у торгового центра «Мега Химки», дальнобойщики из Дагестана и других южных регионов сгруппировались на Каширском шоссе. К ним начали приезжать журналисты и городские активисты, местные жители стали приносить домашнюю еду и давать деньги на солярку.

Разочаровавшись в существующих профсоюзах, дальнобойщики решили выбрать своих лидеров и создать альтернативный профсоюз, который будет защищать интересы водителей. По итогам долгих переговоров они выбрали четырех координаторов — из Дагестана, Петербурга, Ульяновска и Волгограда, которые занялись созданием Всероссийской ассоциации дальнобойщиков. В нее уже вошли представители 58 регионов.

Власти пошли на несущественные уступки. Законодатели оперативно снизили штрафы за неуплату сборов: сперва они достигали 1 млн руб., теперь верхняя планка — 10 тыс. руб. А предложил оставить введенную систему «Платон», но отменить транспортный налог с тяжелых грузовиков. Но дальнобойщики сочли это полумерами. «Заплатите 300 тыс., а 40 тыс. мы вам простим — так что ли? Думаете, мы после этого разъедемся?» — возмущался представитель лагеря протестующих в Химках Андрей Бажутин.

Бастующие требуют полной отмены сборов с грузовиков, остаются в протестных лагерях, а в январе намерены провести общероссийский съезд нового профсоюза.

Политические протесты переходят в социальные

В 2015 году российские власти впервые столкнулись с новым явлением – самоощущением налогоплательщиков, считает политолог Дмитрий Орешкин. Советский человек чувствовал, что живет за счет государства: оно давало ему образование, жилье, зарплату, оно его защищало и эксплуатировало. Однако вследствие экономических перемен дальнобойщики и другие представители малого и среднего бизнеса понимают, сколько зарабатывают и сколько отдают из своего кармана, они видят, что живут за свой счет, отмечает он.

В других странах изменить ситуацию могли бы очередные выборы, подчеркивает Орешкин. «Однако в России формат политического быта такой, что изменить ситуацию с помощью законных электоральных демократических процедур невозможно, а траты государства, не связанные с интересами населения, растут. Вместе с ними будут нарастать и протесты», – уверен политолог.

В 2016 году протестные настроения россиян будут нарастать, согласна профессор, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. По ее мнению, «дурман постимперского вставания с колен» будет снижаться, и россияне повернутся к насущным потребностям. А дальше либо люди постараются тихо добиваться изменения своего положения «в индивидуальных стратегиях», либо начнут отвечать власти. «Но это произойдет только в тех случаях, когда власть и бизнес одновременно примут непродуманное решение», – отмечает эксперт.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ