Теория учит, что чем более высокоразвитой является экономика страны, тем меньше граждане этой страны тратят на еду и больше денег остаётся на другие потребности. Следует также отметить, что даже в благополучной Европе разброс цифр по разным странам достаточно существенный, что уж говорить о постсоветских странах.
На днях в российских СМИ обнародовано исследование Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при президенте России, согласно которому россияне стали тратить более половины доходов на продукты питания, отказываясь от товаров не первой необходимости.
В феврале 2016 года пищевые продукты с учетом алкоголя и табачных изделий впервые за восемь лет заняли большую часть в обороте розничной торговли России — 50,1%.
Последний раз подобный баланс наблюдался в прошлый кризис 2008-2009 годов. Причём, перспектив улучшения ситуации в ближайшее время эксперты не видят.
«Известно, что чем беднее домашнее хозяйство, тем большую часть бюджета оно тратит на продукты питания», — поясняют авторы мониторинга.
В институте подсчитали, что доля бедных россиян, которые стали экономить на товарах и услугах, в марте выросла на 0,6 процентных пункта — до 89%, а доля представителей среднего класса увеличилась на 3,9 процентного пункта, до 79,3%. От покупки привычных продуктов готовы отказаться 55,8% опрошенных.
Теперь посмотрим, как обстоят дела в Европе, и в качестве ориентира возьмём Германию, не только потому, что Россия по итогам второй мировой войны считается победителем, а Германия — побеждённой стороной. Уровень цен на продовольственные товары в Германии всего лишь на 1,5% выше средней величины по Европейскому Союзу.
В Германии домашние хозяйства тратят в среднем 11,7% своего бюджета на еду и напитки. Конечно, помимо уровня развития экономики, определённую роль играют также культурные и национальные особенности страны, ибо там, где к еде относятся как к культу, расходы на продовольствие традиционно несколько выше. Но всё же определяющим является именно экономический фактор и, прежде всего, уровень доходов и цен.
Наибольшую статью расходов у немцев составляют расходы на оплату жилья и коммунальных услуг. На это уходит 35% бюджета! В целом, потребительские расходы одного домашнего хозяйства в ФРГ составляют в среднем 2448 евро в месяц. Расходы по страховкам и проценты по кредитам в эту сумму не входят — как и те суммы, которые жители страны откладывают «на черный день».
Для сравнения — по данным государственной службы статистики граждане Украины тратили в 2015 году 38,4% от общего объема расходов на еду и безалкогольные напитки (более 509 млрд грн.), что выше, чем в Европейских странах, но ниже, чем в «благополучной», «невоюющей» России.
Общий объем потребительских расходов домохозяйств в Украине в предыдущем году составил 1 трлн 325 млрд 535 млн грн.
На оплату жилищно-коммунальных услуг украинцы отдали 14,8% своих доходов — 196 млрд грн.
Среди других крупных расходов – транспорт (10,4% или почти 138 млрд грн) и вредные привычки (7,1% или 94 млрд грн).
Меньше всего украинцы тратили на образование — 1,1% от общего объема расходов (14,3 млрд грн), на рестораны и гостиницы — 2,6% (34,2 млрд грн) и на связь — 2,9% (38,6 млрд грн).
Данные приводятся без учета Крыма, Севастополя и части зоны проведения АТО.