Комитет министров ЕС принял очень важное для Украины «крымское решение»

Комитет министров ЕС принял очень важное для Украины «крымское решение»

169
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Поздно вечером 3 мая пришла важная новость из Страсбурга о том, что Комитет министров Совета Европы, то есть ключевой орган этой международной организации, принял первое с 2014 года отдельное решение по Крыму. Даже сухие формулировки, которые прозвучали в первых официальных заявлениях по этому документу, не оставили сомнений — решение это не рядовое.

Как сообщают СМИ, «крымское решение» поддержало подавляющее большинство членов Совета Европы, а это более 40 стран. И только два государства проголосовали против – как, собственно, и во всех голосованиях по украинскому вопросу после начала российской агрессии. То есть, поддержка Украины была близкая к единодушной, хотя это не означает, что принятие решение далось легко.

Более того, украинский проект пытались вычеркнуть из повестки дня заседаний, пришлось даже делать перерыв для консультаций нескольких послов со своими столицами. Поэтому встреча Комитета министров, которая началась в 10 утра, затянулась до позднего вечера.

Как говорят украинские дипломаты, были попытки сорвать голосование и россияне до последнего не верили, что инициаторам удастся согласовать окончательный текст.

Но Москва проиграла. Как и на слушаниях в Международном суде ООН в Гааге, не стала воевать с текстом украинских предложений, а сделала основной упор за то, чтобы украинский проект вообще не выносили на голосование.

Английскую версию принятого решения по Крыму и Севастополю обнародовали на следующий день, в четверг. Ниже перевод на русский Европейской правды.

* * * * *

Ситуация в Автономной Республике
и городе Севастополь (Украина)

Представители (стран-членов Совета Европы),

           Ссылаясь на свои предыдущие решения по Украине,
           Подчеркивая, что незаконная аннексия Российской Федерацией Автономной Республики Крым и города Севастополь (Украина) бросает вызов миру и демократической безопасности в Европе,
           Подтверждая свою преданность принципам мирного разрешения конфликтов, независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины в пределах международно признанных границ и соблюдению прав человека и основополагающих свобод,
           Ссылаясь на Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН 71/205 от 19 декабря 2016 года «Ситуация с правами человека в Автономной Республике Крым и городе Севастополь (Украина)»,

1.            Подтвердили осуждение незаконной аннексии Автономной Республики Крым и города Севастополь (Украина) Российской Федерацией и подчеркнули, что это является нарушением международного права, которое не может создавать оснований для каких-либо изменений их статуса;

2.            Призвали Российскую Федерацию придерживаться всех своих обязательств в соответствии с применяемыми нормами международного гуманитарного права и международного права в области прав человека, включая Европейскую конвенцию по правам человека, а также принципов и стандартов Совета Европы;

(Прим. ЕП: этот и следующий пункты особенно важны. По сути, КМСЕ признал ответственность России за нарушения прав человека в Крыму, несмотря на то, что юридически полуостров остается территорией Украины. Впереди – немало исков в Европейский суд по правам человека, и Суд, без сомнения, будет учитывать эту норму.)

3.            Настоятельно призвали Российскую Федерацию принять все необходимые меры для соблюдения прав человека в Крыму и немедленно прекратить нарушение этих прав, в том числе лишение свободы слова, свободы мирных собраний, свободы вероисповедания и убеждений, дискриминационные меры и практики, произвольные задержания, пытки и другие виды жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения, а также репрессии в отношении лиц, принадлежащих к меньшинствам, в том числе и крымских татар, а также украинцев и лиц, относящихся к другим этническим и религиозным группам;

(Прим. ЕП: решение КМСЕ официально признает тот факт, что РФ применяет пытки и репрессии против меньшинств, в том числе – направленные против крымских татар и украинцев.)

4.            Призвали провести полное, прозрачное и беспристрастное расследование всех сообщений о нарушениях прав человека, чтобы привлечь виновных к ответственности;

5.            Подчеркнули, что решение суда о признании Меджлиса крымскотатарского народа экстремистской организацией и запрет его деятельности, а также запрет лидерам Меджлиса въезда в Крым серьезно нарушают права крымских татар и подлежат отмене;

(Прим. ЕП: данный пункт стал вторым международным документом, после предписания Суда ООН, который четко и безальтернативно требует возобновить деятельность Меджлиса, ставшего жертвой российских репрессий; его важность сложно переоценить.)

6.            Подчеркнули, что в Крыму должна быть создана безопасная и благоприятная среда для местных и международных средств массовой информации, правозащитников и неправительственных организаций, что позволит высказывать мнения и взгляды в обществе без какой-либо дискриминации согласно нормам, принципам и стандартам, изложенным в Европейской конвенции о защите прав человека и других соответствующих документах Совета Европы;

7.            Повторно призвали предоставить полный и неограниченный доступ к Крымскому полуострову всем правозащитным органам Совета Европы, в том числе комиссару по правам человека, чтобы у них была возможность осуществлять наблюдательную деятельность беспрепятственно и в срочном порядке, в соответствии со своими мандатами, реагировать на ухудшение прав человека и основополагающих свобод; в связи с этим предложили генеральному секретарю продолжать диалог со всеми заинтересованными сторонами;

8.            Приветствовали усилия генерального секретаря, направленные на содействие диалогу между омбудсменами Украины и Российской Федерации, и дальнейшую передачу группы заключенных из Крыма;

(Прим. ЕП: речь идет о заключенных, пожелавших отбывать остаток срока наказания в Украине.)

9.            Предложили комиссару Совета Европы по правам человека рассмотреть вопрос о принятии мер в развитие его доклада, который основывается на данных, полученных по результатам его визита в Крым в сентябре 2014 года, и провести оценку текущей ситуации с правами человека и основополагающими свободами на полуострове;

(Прим. ЕП: Украина последовательно продвигает идею о том, что Крым должен посетить Комиссар по правам человека. В прошлый раз он был на полуострове в сентябре 2014 года и эта поездка принесла России исключительно головную боль: он сообщил о системных нарушениях прав человека самопровозглашенной крымской властью. Решение КМСЕ подталкивает Комиссара активнее действовать в этом направлении.)

10.          Призвали к полному выполнению Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 71/205 от 19 декабря 2016 «Ситуация с правами человека в Автономной Республике Крым и городе Севастополь (Украина)»;

11.          Решили вернуться к вопросу о ситуации в Украине осенью с перспективой принятия комплексного решения в свете обсуждения нового Плана действий для Украины.

(Прим. ЕП: через полгода в Страсбурге ожидается новая битва с россиянами; чтобы избежать еще более жесткой критики, РФ пришлось бы выполнить предписания данного решения.)

* * * * *

Конечно, есть нюанс — хотя Комитет министров Совета Европы принимает обязывающие решения, у него нет других средств наказания стран-членов за их неисполнение, кроме политического давления. Но это никоим образом не означает, что решения Комитета министров не важны. Например, они повлияли на судебный процесс в Гааге по делу «Украина против России» и на промежуточное решение по иску Украины.

Работа над упомянутым «крымским решением» неслучайно совпала с судебным процессом в Международном суде ООН в Гааге. И не зря в пункте 3 приведенного выше решения Комитет министров почти единогласно признал, что Россия осуществляет «нарушение прав, пытки и другие виды жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения, а также репрессии в отношении лиц, принадлежащих к меньшинствам, в том числе крымских татар, а также украинцев».

Приведенное положение почти дословно повторяет обвинения, которые были озвучены в Гааге в судебном процессе «Украина против РФ». В свою очередь, Международный суд ООН принимает во внимание документы Евросоюза и других международных институтов и ссылается на них в своих решениях. Поэтому не возникает никаких сомнений, что решение Комитета Министров поможет Украине в дальнейшем судебном процессе в Гааге.

Важны также пункты о возможном визите комиссара по правам человека в Крыму; очень примечателен пункт о необходимости восстановить деятельность Меджлиса. А еще – обратите внимание на то, что после каждого упоминания о Крыме и Севастополе в скобках указана их территориальная принадлежность — Украина. До сих пор в документах Совета Европы такой практики не было.

Министерство иностранных дел Российской Федерации 5 мая обнародовало официальную реакцию на решение Комитета министров Совета Европы по поводу Крыма и Севастополя на своём сайте. 

Москва объявила, что не намерена выполнять принятое решение, не смотря на то, что она обязалась это делать в рамках своего членства в Совете Европы.

В комментарии российского МИД особо обращает на себя такой абзац (выделено редакцией).

«Проштампованные Комитетом министров киевские рассуждения о «тяжелой доле» населения в виртуальном украинском Крыму, построенные, видимо, по аналогии с сегодняшней ситуацией в других регионах, находящихся под контролем нынешних украинских националистических властей, не имеют ничего общего с положением дел в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе в Российской Федерации. Их население полностью находится под защитой российских законов и Конвенций ООН и Совета Европы, включая Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Кстати, как и любой другой российский регион, они открыты для посещения любыми мониторинговыми структурами СЕ и других международных организаций. Но для этого необходимо действительно интересоваться положением людей на этой российской территории, а не искать мнимые доказательства ретранслируемых из Киева пропагандистских призывов. 

Те, кто проголосовал в КМСЕ за это решение, закрывают глаза на «визовые репрессии» Евросоюза, идущие вразрез с принципами международного права, на действия украинских националистов по перекрытию водо- и энергоснабжения Крыма».

То есть, с одной стороны Москва твердит, что «киевская хунта» это ничтожная власть, а с другой — заявляет, что Киев крутит Европой как хочет и Евросоюз принимает нужные «киевской хунте» решения под её диктовку. Абсурдность такой логики настолько очевидна, что не требует детальных комментариев. Можно только задать простой вопрос — если Украина действительно фашистское, нацистское государство, и такая же киевская власть, а также все украинцы, то почему их поддерживает весь мир, включая и Европу и Америку? Или в мире одни фашисты, которые хотят погубить «великую и прекрасную Россию»? Похоже, не та планета России досталась, впору сказать — «остановите Землю, мы сойдём».

Интересно также обоснован отказ от выполнения решения — «Российская Федерация никак не считает себя связанной указанным решением Комитета министров и не считает правомерным его использование украинской стороной в ее дальнейших пропагандистских построениях».

То есть, иск в Международный суд ООН — это «пропагандистский документ», а весь судебный процесс в Гааге это пропагандистские построения? Что тут сказать? Разве что повторить — Ай да , ай да сукин сын, весь мир под свою дудку плясать заставил. А опять всех переиграл, потому что объявив об отказе выполнять решения Гаагского суда, а теперь ещё и Комитете Министров ЕС, Москва нарывается на применение новых санкций, а также на продление и ужесточение действующих. Именно об этом Путина предупредила Ангела Меркель во время своего недавнего визита в Сочи. И у Украины появилась прекрасная новая возможность инициировать принятие санкций теперь уже за невыполнение решений международных организаций. И пусть путинское окружение называет такие действия Украины пропагандистскими, экономические будут вполне реальными и конкретными.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.