Экономика постепенно выходит из кризиса. Задача — избавиться от кризиса в головах.

Экономика постепенно выходит из кризиса. Задача — избавиться от кризиса в головах.

23
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Украинцы застряли между идеальной вселенной и недоразвитым социализмом. Как говорится, одна нога здесь, другая там. Отсюда львиная доля проблем. 

К тому же кризис в головах. В официальной статистике ООН. И, больше всего, в выступлениях политиков. Не будем сейчас цитировать Бойко и Тимошенко, Ляшко и Вилкула, вы все равно слышите их каждый день, даже если не хотите. У них общий посыл – «украинцы дошли до грани нищеты, перешли эту грань, отбирают хлеб у голубей». И если завтра этих политиков не выбрать во власть – послезавтра мы все умрем.

Это грамотная риторика, кстати. Если в качестве добавки пообещать уже завтра поднять пенсии до 5 тысяч, а зарплаты до 500 евро, а также «отнять и поделить», то избирателю это понравится. Но сейчас не будем о политике – только об экономике.

Если вы не хотите верить политикам в то, что завтра мы все умрем, остаётся судить по косвенным признакам. Понятно, что любое заявление о реальном росте доходов вызывает волну критики. Шквал проклятий и требования «Поехать в село», «Пожить на минимальную пенсию» и так далее.

Ну и чёрт с ним. Переживу. 

Для затравки, в 2016 году после трехлетнего падения пошла в рост строительная отрасль – на 13,1% по итогам года. В том числе жилищное строительство – на 13,0%. Кто видел новостройки в Киеве, Киевской области, Львове, Днепре, тот понимает о чем речь.

Да, кризис. Но кто-то покупает эти квартиры? Причём, из-за дефицита оборотных средств у застройщика и дороговизны кредитов – покупает еще на стадии строительства. Оценивайте, как угодно, но это факт.

Фактом является также то, что строительная отрасль одна из первых страдает в кризисные времена и снижает обороты. Но на выходе из кризиса строительство одним из первых начинает свой подъём, как бы, посылая сигнал остальным — делай как я!  

В марте 2017 года также зафиксирован посткризисный рекорд продаж новых авто в Украине – почти 7 тысяч машин за месяц.

Если говорить о результатах продаж за первые 3 месяца 2017, рост составляет 35%. Это факт? К тому же посмотрите на дороги — автомобили не стоят, они ездят. Трафик порой такой, что приходится в тянучках простаивать. И это тоже факт.

Понятно, что крыша над головой и автомобиль сейчас уже не роскошь, а необходимость. Тогда перейдем к более интересной отрасли?

Самым удачным годом для авиаперевозчиков в Украине стал 2012 год. Это вполне логично, потому что к украинским пассажирам добавилось приличное количество иностранных футбольных болельщиков. Тогда был поставлен своеобразный рекорд – 8,1 млн. пассажиров за год.

Не будем сейчас дробить эти данные на внутренние и внешние рейсы, просто потому что в среднем статистика год от года не меняется. Внутренних перелетов в Украине порядка 10% плюс-минус — на общую картину это не влияет. Итак, просто запомните цифру рекорда – 8,1 млн. И пойдем дальше по статистике.

В 2013 году этот показатель удалось удержать. То ли инерция, то ли туристов было больше, но факт остается фактом. А вот в 2014 году всё стало намного хуже. Война и экономический кризис пришли, как всегда, парой.

Количество пассажиров упало до 6,5 миллионов в год. В 2015 еще меньше – 6,3 миллиона. Что мы имели на тот момент? Оккупированные Крым и Донбасс, потеря крупного аэропорта в Донецке, плюс, или точнее, минус, аэропорты Луганска и Симферополя.

Экономика, как и прошлые два года, работала на армию и удержание уровня социальных выплат. Рост ВВП минимальный, а главное достижение – удержались от дефолта и падения в пропасть.

И вот в 2016 году по данным Госавиаслужбы мы получаем… 8,3 миллиона пассажиров за год. Рост в сравнении с 2015 более 30%.

Конечно, база 2015 года для сравнения выглядит печально. Но тогда вспомним прорывный рекорд 2012 года во время футбольного чемпионата – 8,1 млн. То есть в 2016 году после потери трёх аэропортов, оккупации части территории и продолжающейся войне, которая оказывает сумасшедшее давление на экономику, украинцы стали летать гораздо больше.

И вот тут, кстати, важно посмотреть, куда летали люди. 802 тысячи – внутренние рейсы. Капля в море. Потому что международные перелеты – 7 млн. 472 тысячи. Вывод простой. По результатам 2014-того и 2015-того годов мы прошли кризис и ушли в плюс. В 2016-том украинцы летают самолетами больше, чем на пике в 2012-том и, как правило, летают в Европу. Что стоит определённых денег.

Очень важный момент. Летают не богатые, у которых часто свои самолёты или чартерные рейсы. Богатые не летают лоу-костами, эконом-классом и даже не ездят «Хюндаями», в которых часто тоже яблоку негде упасть. Этот тот самый средний класс, который ловко прячется от бдительного взора налоговой службы.

И не нужно торопиться с обвинениями. Потому что это тот самый средний класс, который в самые суровые дни 2014 года переводил, сколько мог, на армию. Напрямую, через волонтеров, не слишком доверяя цепочке «налогоплательщик-ГФС-Минобороны-солдат». И в 2015-том тоже.

Кстати, по поводу денег. По официальным данным НБУ рост остатков по депозитам в национальной валюте в марте 2017 года составил 3,4%.

По данным Нацбанка, корпоративный сектор нарастил депозиты на 3,7%, в том числе в национальной валюте – на 4,7%. Остатки по депозитам бизнеса в иностранной валюте (в долларовом эквиваленте) по итогам марта выросли на 2,4%.

Портфель гривневых депозитов населения увеличился на 1,9%, в иностранной валюте (в долларовом эквиваленте) – произошло небольшое сокращение – на 0,7%.

Речь идёт, в первую очередь, о том среднем классе, который, кроме прочего, помогает собрать больным детям на операции и лечение за границей, когда Минздрав не способен помочь. 

Где-то в идеальной вселенной волонтёрам не нужны деньги для бойцов. В той же вселенной не нужно собирать деньги на операцию, потому что достаточно платить налоги и иметь медицинскую страховку. Там всё просто – честно работаешь, честно делишься частью дохода с бюджетом, честно платишь за выбранные тобой услуги.

Мы же застряли между идеальной вселенной и недоразвитым социализмом. А человек на шпагате практически беззащитен. И общество – тоже. Но позитивные перемены уже видны, значит мы постепенно встаём на ноги.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.