Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что самое главное христианское чудо — это схождение Благодатного огня, хотя бы по той причине, что это чудо является ровесником самого христианства – ему тоже 2000 лет. Апостолы свидетельствовали, что впервые Благодатный Огонь возгорелся на Гробе Господнем в момент воскресения Христа. Символическую связь между Благодатным Огнем и Воскресением Христовым точно отметил Николай Лисовский: «Неслучайно славянские просветители святые Кирилл и Мефодий перевели греческое слово «Анастасис» («восстание») славянским словом «Воскресение». «Воскресить» в первоначальном и основном смысле значит «возжечь, воскресить огонь». Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком.
Церемония чуда начинается приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи и в настоящее время, по свидетельству очевидцев, происходит следующим образом. В Храме Гроба Господня расположена встроенная в храм Кувуклия (Часовня над Гробом Господним), в которой и находится сам Гроб. На середине ложа Гроба ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям — прокладывается лента. Кувуклия закрывается и опечатывается местным ключником-мусульманином. За несколько часов до схождения благодатного огня гасятся все лампады в храме, для освещения храма остается только электрический свет.
Через 20-30 минут после опечатывания Кувуклии в храм вбегает православная арабская молодежь, чьё присутствие является обязательным элементом Пасхальных торжеств. Молодые люди, как наездники, сидят на плечах друг у друга. Они просят Божью Матерь и Господа, чтобы он даровал Православным Благодатный Огонь: «Иля дин, иля виль эл Мессиа» (нет веры, кроме веры Православной, Христос — истинный Бог).
Такое поведение не вяжется с общим настроением паломников. Для прихожан — европейцев, привыкшим к иным формам выражения чувств и спокойным богослужениям, бывает весьма непривычно видеть такое поведение местной молодежи, но оно является обязательной частью ритуала, которая напоминает об одной из легенд, связанных с чудом: «Во времена, когда Иерусалим находился под британским мандатом, английский губернатор попытался запретить однажды эти «дикарские» пляски. Патриарх молился в Кувуклии два часа: огонь не сошел. Тогда Патриарх своей волей приказал впустить арабов… И огонь снизошел».
В Храм входит процессия — иерархи празднующих Пасху конфессий. В конце процессии идет Православный Патриарх одной из поместных Православных церквей (Иерусалимской или Константинопольский) в сопровождении Армянского Патриарха и священнослужителей. Печать на Кувуклии снимается и подризничий вносит в неё большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь, и 33 свечи — по числу лет земной жизни Христа. Затем Православный Патриарх берёт в руки пучки свеч и входит внутрь Кувуклии, проходя до надгробной плиты, за ним входит Армянский Патриарх, но он останавливается в Пределе Ангела. Их запечатывают большим куском воска и налагают на дверь красную ленту, православные служители ставят свои печатки. Патриарх подходит к ложу Спасителя и, преклонив колени, молится Господу. В это время в храме выключается свет и наступает напряженное ожидание. В разные годы томительное ожидание длится от пяти минут до нескольких часов.
Для скорейшей передачи Святого Огня народу, в Пределе Ангела с южной и северной сторон расположены отверстия. У входа в Кувуклию дежурят несколько скороходов, чтобы быстро разнести появившийся огонь в разные точки храма и в разные города. Перед схождением храм начинают озарять яркими вспышками Благодатного Света и заливают всё вокруг ярким светом. Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников. Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи, зажигаются лампады, находящиеся по бокам Кувуклии. А сама Кувуклия еще темная.
Медленно — медленно, по свечам Огонь из алтаря начинает спускаться к паломникам. И тут громовой вопль заставляет посмотреть на Кувуклию. Она сияет, вся стена переливается серебром, белые молнии струятся по ней. Огонь пульсирует и дышит, а из отверстия в куполе Храма на Гроб с неба опускается широкий вертикальный столб света. Двери Кувуклии открываются, и выходит Православный Патриарх. Из Кувуклии выносят ту же лампаду в запечатанном виде. Патриарх благословляет собравшихся и раздает Благодатный Огонь.
Первое время – от 3 до 10 минут, Огонь обладает удивительными свойствами — не жжёт, независимо от какой свечи и где он будет зажжен.
Таким образом, всё чудо состоит в самовоспламенении лампады (или/и свечей) на гробе Господнем, которую вносят непосредственно перед входом патриарха внутрь Кувуклии и выносят сразу после его выхода.
В нашей жизни есть место чуду, это неоспоримый факт, до тех пор, пока это чудо не становится доступным если не всем, то многим. В чуде Благодатного огня есть своя «изюминка» — оно привлекает внимание к христианству, помогает его распространению. Поэтому не удивительно, что это действо великолепно отрежиссировано и с умом поставлено. В то же время при детальном анализе, при расчленении Благодатного огня на отдельные составляющие, явно проступает в этом чуде рука человеческая.
Первое письменное свидетельство об этом чуде, появившееся в IV веке, говорит: «В девятый же час все собираются в храм Воскресения, зажигаются все лампады и свечи и делается большой свет. А огонь не приносится извне, но подается из внутренности пещеры, где денно и нощно горит неугасимая лампада». Получается, что в то время Благодатный Огонь не сходил с неба, а брался от неугасаемой лампады, в которой огонь поддерживался постоянно, что и поныне соблюдается в храме.
Первое документальное упоминание о самовоспламеняющейся лампаде тоже представляет интерес. «Византийский император Феодосии Великий, посетивший, по преданию, тайно Иерусалим, вошел в храм Гроба Господня, все лампады зажглись сами собой. Это чудо удивило патриарха, но Ангел открыл ему, что богомолец был не простой человек, а святой царь Феодосии».
Интересно проследить и время суток, в которое проявляется огонь. Письменные источники говорят о том, что оно «сдвигалось» по прошествии времени. Так, в первых документальных источниках говорится о том, что огни зажигаются ночью, затем во время ранней молитвы до захода солнца, во время утренней молитвы, в полдень, в день великой субботы, на утро после которой бывает пасха и т.п. Похоже на то, что не Божественный, а человеческий разум долго и с трудом подбирал удобное время принятия огня.
Объяснение этому может быть самое банальное, а потому, скорее всего, и самое верное. Как говорили в древнем Риме – ищи, кому это выгодно. В Иерусалиме много церквей, в которых также отмечается праздник пасхи. Как всем известно, праздничная служба осуществляется всю ночь, до утра, и прихожане расходятся по своим церквям. Если же Благодатный огонь зажечь днем в субботу, когда нет службы в других церквях, то можно привлечь максимальное количество народа… Далее комментарии, думается, не нужны. Вместо комментария предлагается отрывок из работы Крачковского «Христианский Восток», в которой он ссылается на тексты древних рукописей:
«Примыкающая к этому версия имеется у мало известного автора ал-Джаубари, который составил интересную книгу, посвященную разъяснению различных тайн и фокусов. Под заголовком «Хитрости монахов при зажигании огня в церкви Воскресенья» он говорит: «Знай, что величайшей хитростью у этих людей является лампада с огнем в церкви Воскресения в Иерусалиме. Она — дело монахов, но относительно этого заключен договор у всех христиан с их родами и племенами. Ал-Мелик ал-Му’аззам, сын ал-Мелика ал-‘Адиля вошел в церковь Воскресения в день субботы света и сказал монаху (приставленному) к ней: «Я не уйду, пока не увижу, как сходит этот свет». Монах сказал ему: «Что приятнее царю: это богатство, которое стекается к тебе таким способом, или знакомство с этим (делом)? Если я открою тебе тайну его, тогда правительство лишится этих денег; оставь же её скрытой и получай это большое богатство». Когда правитель услышал это, он понял скрытую суть дела и оставил его в прежнем положении».
Изменилось с течением времени также место появления огня. Изначально это происходило за пределами храма. Позже священники стали входить внутрь.
Изменялись способы схождения (или получения?) огня. Примерно с 15 века появляются упоминания о не обжигающих свойствах огня, а именно о том, что первые 2-3 минуты огонь не обжигает тела при прикосновении к нему. По мере развития техники появляются свидетельства о чудесных всполохах.
Что касается не обжигающих свойств огня, то в этом нет ничего сверхъестественного, это прицепом добавляется для усиления эффекта чуда. Будучи в церкви, обратите внимание, как следящие за порядком внутри храма женщины гасят свечи. Свечи задувать не принято, их гасят легким прикосновением, зажав фитилек двумя пальцами. За день гасятся сотни свечей и без последствий, без ожогов.
Тот, кто бывал в пещерах Киевско-Печерской лавры, знает, что ходят там в кромешной тьме только со свечами. Чтобы на пол не капал воск, свеча зажимается между средним и безымянным пальцами как можно ближе к фитилю, а ладонь сгибается и служит естественным укрытием для огня, поскольку в пещерах достаточно заметная естественная вентиляция, которая тушит неприкрытый огонь свечи. Приходится порой прикрывать огонь и ладонью второй руки, «купая, обмывая» ладони в огне свечи. При этом никаких ожогов не получаешь и можно терпеть не меньше времени, чем «отведено» Благодатному огню.
Конечно, Бог всесилен и нет ничего невозможного для него. Но проявление Богом чуда по просьбе людей ради предъявления доказательства своего существования противоречит Евангелию: «И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба. Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет вёдро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времён не можете. Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел» (Евангелие от Матфея,16:1-4).
Кроме чудесного, существуют несколько версий — объяснений земных способов получения Благодатного Огня.
- Возгорание легковоспламеняющегося вещества от биоэнергии человека (примеры мощного теплового воздействия экстрасенсами на различные предметы зафиксированы наукой).
- Огонь спускается по проволоке (цепочке), смазанной бальзамовым маслом.
- Огонь зажигают спрятавшиеся внутри Кувуклии монахи.
- Огонь зажигают монахи, используя спрятанную внутри, в тайнике горящую лампаду.
- Огонь возникает при поднесении пучка свеч к особому химическому составу, находящемуся в лампаде.
- Огонь возникает из лампады, специально поставленной на плиту гроба.
Некоторые полагают, что Патриарх в Кувуклии зажигает огонь от лампады, скрытой за движущейся иконой, расположенной у Гроба.
Во всяком случае, невозможно не обратить внимание на такие обстоятельства. Огонь возникает только в присутствии людей. Пока храм бездействовал, не было и огня. Если это чудо объективно и огонь непременно появляется в определенный момент, то он должен появляться независимо от того, есть ли рядом люди или нет.
Православное христианство приводит немало случаев, когда огонь не появлялся, если не было в храме православного священника. На этом строится утверждение о «богоизбранности» православной веры, о её «подлинности». Не будем здесь акцентировать внимание на том, что такой подход противоречит сущности Бога (все люди для него одинаково равны, а, следовательно, и все веры). Можно, в принципе, сделать другой вывод из приведенной посылки – если огонь появляется только у православного священника, значит, он обладает каким-то секретом, который не известен другим.
Думается, что можно предложить более простое объяснение. Обратите внимание на то, что предшествует появлению огня – пляски арабской молодежи, шум, мигание огней и прочая «бутафория», применяемая и поныне магами и фокусниками. Создается впечатление, что эти шумовые, световые и прочие эффекты призваны отвлечь внимание присутствующих от главного лица и от момента появления (процесса извлечения) огня, а само действо обставлено и срежиссировано как самое крутое шоу. Впрочем, блажен, кто верует, говорит Библия, а потому не будем навязывать своё мнение другим и предоставим возможность решать этот вопрос каждому самостоятельно.