Благодатный огонь: дело рук Бога или человека?

Благодатный огонь: дело рук Бога или человека?

82
0
ПОДЕЛИТЬСЯ
Facebook
Twitter

Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что самое главное христианское чудо — это схождение Благодатного огня, хотя бы по той причине, что это чудо является ровесником самого христианства – ему тоже 2000 лет. Апостолы свидетельствовали, что впервые Благодатный Огонь возгорелся на Гробе Господнем в момент воскресения Христа. Символическую связь между Благодатным Огнем и Воскресением Христовым точно отметил Николай Лисовский: «Неслучайно славянские просветители святые Кирилл и Мефодий перевели греческое слово «Анастасис» («восстание») славянским словом «Воскресение». «Воскресить» в первоначальном и основном смысле значит «возжечь, воскресить огонь». Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком.

Церемония чуда начинается приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи и в настоящее время, по свидетельству очевидцев, происходит следующим образом. В Храме Гроба Господня расположена встроенная в храм Кувуклия (Часовня над Гробом Господним), в которой и находится сам Гроб. На середине ложа Гроба ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям — прокладывается лента. Кувуклия закрывается и опечатывается местным ключником-мусульманином. За несколько часов до схождения благодатного огня гасятся все лампады в храме, для освещения храма остается только электрический свет.

Через 20-30 минут после опечатывания Кувуклии в храм вбегает православная арабская молодежь, чьё присутствие является обязательным элементом Пасхальных торжеств. Молодые люди, как наездники, сидят на плечах друг у друга. Они просят Божью Матерь и Господа, чтобы он даровал Православным Благодатный Огонь: «Иля дин, иля виль эл Мессиа» (нет веры, кроме веры Православной, Христос — истинный Бог).

Такое поведение не вяжется с общим настроением паломников. Для прихожан — европейцев, привыкшим к иным формам выражения чувств и спокойным богослужениям, бывает весьма непривычно видеть такое поведение местной молодежи,  но оно является обязательной частью ритуала, которая напоминает об одной из легенд, связанных с чудом: «Во времена, когда Иерусалим находился под британским мандатом, английский губернатор попытался запретить однажды эти «дикарские» пляски. Патриарх молился в Кувуклии два часа: огонь не сошел. Тогда Патриарх своей волей приказал впустить арабов… И огонь снизошел».

В Храм входит процессия — иерархи празднующих Пасху конфессий. В конце процессии идет Православный Патриарх одной из поместных Православных церквей (Иерусалимской или Константинопольский) в сопровождении Армянского Патриарха и священнослужителей. Печать на Кувуклии снимается и подризничий вносит в неё большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь, и 33 свечи — по числу лет земной жизни Христа. Затем Православный Патриарх берёт в руки пучки свеч и входит внутрь Кувуклии, проходя до надгробной плиты, за ним входит Армянский Патриарх, но он останавливается в Пределе Ангела. Их запечатывают большим куском воска и налагают на дверь красную ленту, православные служители ставят свои печатки. Патриарх подходит к ложу Спасителя и, преклонив колени, молится Господу. В это время в храме выключается свет и наступает напряженное ожидание. В разные годы томительное ожидание длится от пяти минут до нескольких часов.

Для скорейшей передачи Святого Огня народу, в Пределе Ангела с южной и северной сторон расположены отверстия. У входа в Кувуклию дежурят несколько скороходов, чтобы быстро разнести появившийся огонь в разные точки храма и в разные города. Перед схождением храм начинают озарять яркими вспышками Благодатного Света и заливают всё вокруг ярким светом. Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников. Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи, зажигаются лампады, находящиеся по бокам Кувуклии. А сама Кувуклия еще темная.

Медленно — медленно, по свечам Огонь из алтаря начинает спускаться к паломникам. И тут громовой вопль заставляет посмотреть на Кувуклию. Она сияет, вся стена переливается серебром, белые молнии струятся по ней. Огонь пульсирует и дышит, а из отверстия в куполе Храма на Гроб с неба опускается широкий вертикальный столб света. Двери Кувуклии открываются, и выходит Православный Патриарх. Из Кувуклии выносят ту же лампаду в запечатанном виде. Патриарх благословляет собравшихся и раздает Благодатный Огонь.

Первое время – от 3 до 10 минут, Огонь обладает удивительными свойствами — не жжёт, независимо от какой свечи и где он будет зажжен.

Таким образом, всё чудо состоит в самовоспламенении лампады (или/и свечей) на гробе Господнем, которую вносят непосредственно перед входом патриарха внутрь Кувуклии и выносят сразу после его выхода.

В нашей жизни есть место чуду, это неоспоримый факт, до тех пор, пока это чудо не становится доступным если не всем, то многим. В чуде Благодатного огня есть своя «изюминка» — оно привлекает внимание к христианству, помогает его распространению. Поэтому не удивительно, что это действо великолепно отрежиссировано и с умом поставлено. В то же время при детальном анализе, при расчленении Благодатного огня на отдельные составляющие, явно проступает в этом чуде рука человеческая.

Первое письменное свидетельство об этом чуде, появившееся в IV веке, говорит: «В девятый же час все собираются в храм Воскресения, зажигаются все лампады и свечи и делается большой свет. А огонь не приносится извне, но подается из внутренности пещеры, где денно и нощно горит неугасимая лампада». Получается, что в то время Благодатный Огонь не сходил с неба, а брался от неугасаемой лампады, в которой огонь поддерживался постоянно, что и поныне соблюдается в храме.

Первое документальное упоминание о самовоспламеняющейся лампаде тоже представляет интерес. «Византийский император Феодосии Великий, посетивший, по преданию, тайно Иерусалим, вошел в храм Гроба Господня, все лампады зажглись сами собой. Это чудо удивило патриарха, но Ангел открыл ему, что богомолец был не простой человек, а святой царь Феодосии».

Интересно проследить и время суток, в которое проявляется огонь. Письменные источники говорят о том, что оно «сдвигалось» по прошествии времени. Так, в первых документальных источниках говорится о том, что огни зажигаются ночью, затем во время ранней молитвы до захода солнца, во время утренней молитвы, в полдень, в день великой субботы, на утро после которой бывает пасха и т.п. Похоже на то, что не Божественный, а человеческий разум долго и с трудом подбирал удобное время принятия огня.

Объяснение этому может быть самое банальное, а потому, скорее всего, и самое верное. Как говорили в древнем Риме – ищи, кому это выгодно. В Иерусалиме много церквей, в которых также отмечается праздник пасхи. Как всем известно, праздничная служба осуществляется всю ночь, до утра, и прихожане расходятся по своим церквям. Если же Благодатный огонь зажечь днем в субботу, когда нет службы в других церквях, то можно привлечь максимальное количество народа… Далее комментарии, думается, не нужны. Вместо комментария предлагается отрывок из работы Крачковского «Христианский Восток», в которой он ссылается на тексты древних рукописей:

«Примыкающая к этому версия имеется у мало известного автора ал-Джаубари, который составил интересную книгу, посвященную разъяснению различных тайн и фокусов. Под заголовком «Хитрости монахов при зажигании огня в церкви Воскресенья» он говорит: «Знай, что величайшей хитростью у этих людей является лампада с огнем в церкви Воскресения в Иерусалиме. Она — дело монахов, но относительно этого заключен договор у всех христиан с их родами и племенами. Ал-Мелик ал-Му’аззам, сын ал-Мелика ал-‘Адиля вошел в Воскресения в день субботы света и сказал монаху (приставленному) к ней: «Я не уйду, пока не увижу, как сходит этот свет». Монах сказал ему: «Что приятнее царю: это богатство, которое стекается к тебе таким способом, или знакомство с этим (делом)? Если я открою тебе тайну его, тогда правительство лишится этих денег; оставь же её скрытой и получай это большое богатство». Когда правитель услышал это, он понял скрытую суть дела и оставил его в прежнем положении».

Изменилось с течением времени также место появления огня. Изначально это происходило за пределами храма. Позже священники стали входить внутрь.

Изменялись способы схождения (или получения?) огня. Примерно с 15 века появляются упоминания о не обжигающих свойствах огня, а именно о том, что первые 2-3 минуты огонь не обжигает тела при прикосновении к нему. По мере развития техники появляются свидетельства о чудесных всполохах.

Что касается не обжигающих свойств огня, то в этом нет ничего сверхъестественного, это прицепом добавляется для усиления эффекта чуда. Будучи в церкви, обратите внимание, как следящие за порядком внутри храма женщины гасят свечи. Свечи задувать не принято, их гасят  легким прикосновением, зажав фитилек двумя пальцами. За день гасятся сотни свечей и без последствий, без ожогов.

Тот, кто бывал в пещерах Киевско-Печерской лавры, знает, что ходят там в кромешной тьме только со свечами. Чтобы на пол не капал воск, свеча зажимается между средним и безымянным пальцами как можно ближе к фитилю, а ладонь сгибается и служит естественным укрытием для огня, поскольку в пещерах достаточно заметная естественная вентиляция, которая тушит неприкрытый огонь свечи. Приходится порой прикрывать огонь и ладонью второй руки, «купая, обмывая» ладони в огне свечи. При этом никаких ожогов не получаешь и можно терпеть не меньше времени, чем «отведено» Благодатному огню.

Конечно, Бог всесилен и нет ничего невозможного для него. Но проявление Богом чуда по просьбе людей ради предъявления доказательства своего существования противоречит Евангелию: «И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба. Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет вёдро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времён не можете. Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел» (Евангелие от Матфея,16:1-4).

Кроме чудесного, существуют несколько версий —  объяснений земных способов получения Благодатного Огня.

  1. Возгорание легковоспламеняющегося вещества от биоэнергии человека (примеры мощного теплового воздействия экстрасенсами на различные предметы зафиксированы наукой).
  2. Огонь спускается по проволоке (цепочке), смазанной бальзамовым маслом.
  3. Огонь зажигают спрятавшиеся внутри Кувуклии монахи.
  4. Огонь зажигают монахи, используя спрятанную внутри, в тайнике горящую лампаду.
  5. Огонь возникает при поднесении пучка свеч к особому химическому составу, находящемуся в лампаде.
  6. Огонь возникает из лампады, специально поставленной на плиту гроба.

Некоторые полагают, что Патриарх в Кувуклии зажигает огонь от лампады, скрытой за движущейся иконой, расположенной у Гроба.

Во всяком случае, невозможно не обратить внимание на такие обстоятельства. Огонь возникает только в присутствии людей. Пока храм бездействовал, не было и огня. Если это чудо объективно и огонь непременно появляется в определенный момент, то он должен появляться независимо от того, есть ли рядом люди или нет.

Православное христианство приводит немало случаев, когда огонь не появлялся, если не было в храме православного священника. На этом строится утверждение о «богоизбранности» православной веры, о её «подлинности». Не будем здесь  акцентировать внимание на том, что такой подход противоречит сущности Бога (все люди для него одинаково равны, а, следовательно, и все веры). Можно, в принципе, сделать другой вывод из приведенной посылки – если огонь появляется только у православного священника, значит, он обладает каким-то секретом, который не известен другим.

Думается, что можно предложить более простое объяснение. Обратите  внимание на то, что предшествует появлению огня – пляски арабской молодежи, шум, мигание огней и прочая «бутафория», применяемая и поныне  магами и фокусниками. Создается впечатление, что эти шумовые, световые и прочие эффекты призваны отвлечь внимание присутствующих от главного лица и от момента появления (процесса извлечения) огня, а само действо обставлено и срежиссировано как самое крутое шоу. Впрочем, блажен, кто верует, говорит Библия, а потому не будем навязывать своё мнение другим и предоставим возможность решать этот вопрос каждому самостоятельно.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.